Мнение Дениса Камышева о возможностях политологов в рекламных кампаниях с цивилизованной точки зрения было опубликовано в индустриальном издании MMR. Делимся оригиналом публикации.
Нынешние выборы президента Украины с точки зрения PR идейности – скучны. Месседжи кандидатов просты, предсказуемы, однообразны и полны популизма. Безусловно, это работает. Но с цивилизованной точки зрения хочется иного. Ни один из претендентов на кресло главы государства не говорит о реальных ценностях и стратегически важных вещах, которые могут в будущем привести к формированию сильной нации и развитию экономики. Вот о чем могли бы говорить политические лидеры в параллельной реальности.
Однако сегодня из-за цели – победить завтра, никто из кандидатов не старается, никто не пытается вместе с растратой безумных средств на промо, донести ещё и действительно что-то полезное, что могло бы благоприятно повлиять на осознанность и развитие народа.
Правда можно вспомнить лишь один недавний пример. Это раскачка в СМИ и социальных сетях тезиса – какие на самом деле полномочия у президента. Идея хорошая. Украинцы действительно мало разбираются за какие сферы «жизнеобеспечения» отвечает глава государства. Знание чего давало бы ответ на многие вопросы и предоставило возможность анализировать, готов ли данный человек возглавить эти направления. В Украине все ещё ошибочно полагают, что президент имеет власть князя и грезят о всемогущем гетьмане, который напрямую влияет на стоимость электричества и теплой воды в каждом дворе. Но это далеко не так. В школах, в университете об этом говорят вскольз, просто называя форму правления. А далее вникайте сами.
Вместо популистских и бесполезных лозунгов, на которые ведется украинский массмаркет, кандидаты должны рассказывать о вещах, которые могут изменить окружающий мир, изменить мировозрение общества, они должны стать сторителлерами, нараторами. Черт, на это действительно интересно посмотреть, как политики сами от своего лица будут говорить не лозунгами, а выкладывать свою идею и программу целыми историями о своих потенциальных действиях во благо страны.
Конечно, к примеру, на биллборде разместить полную историю сложно, но нет. Ее можно сделать в виде комикса, фотоколлажа, да просто сочной говорящей фотографии, если нанять крутой продакшн. Рассказывать идею с ТВ и ютуб-экранов, в статьях, интервью, постах, на радио. Можно как целый сериал – с прологом, завязкой, развязкой, эпилогом, да и еще в два-три сезона (У одного из, кстати, практически это вышло, если закрыть глаза на дикий популизм и художество).
Сейчас же мы видим эгоистический подход.
А можно было так, к примеру. Я хочу стать президентом и вижу одной из своих миссий – воспитание в украинцах уважения к налогам, что во многом поменяет мировозрение и устройство жизни. Да, это звучит шизануто. Но смотрите, в Скандинавии например, люди понимают за что они платят налоги, платят их охренительно много. Но они знают куда идут эти деньги и, если видят, что средства не направлены по делу, возмущаются и дерут с государства шкуру. Что прививает в чиновниках аккуратность, взвешенность и цивилизованный подход. Это также держит «за яйца судовую систему». Любой человек может дать по рогам полицейскому, депутату, мэру, если тот триста раз не прав. Поэтому там они взаимно уважают и ценят налоговую систему. А у нас подавляющее большинство трудоустроенных даже не догадывается, что компании за них платят огромные суммы налогов, поэтому мало пекутся об этом, не понимая, что это «практически их кровно заработанные средства».
Возможно я мечтатель, но если бы люди сами платили налог с зарплаты, они бы кардинально изменили отношение к многим важным вещам. Стали еще требовательнее к выполнению обязательств муниципалитета и прочих висящих на шее государственных институтов и организаций, а не только жаловались на кухнях, в маршрутках и фейсбуке. Это бы сильно изменило подходы к жизни, экономику и даже культуру.
Схожих острых тем и ценностей, о которых вяло говорят политики, – десятки. Они касаются и образования, и культуры, и медицины, и социальной жизни. Но ведь так сложно говорить о «высоких материях», куда проще пообещать колбасу по 50 грн/кг и увеличить надои в 5 раз.
А вот возьми Тимошенко, Зеленский или Гриценко и расскажи о стратегических идеях – понятно, доступно, в несколько этапов, с интригой, и с искоркой. Это можно реализовать. И это было бы воспринято украинцами с воодушевлением и не без малого интереса. Это не только неожиданно кардинально выделяло бы кандидата, но и придало гонки реального смысла и реальной ценности для общества. Правда, такое скорее всего произойдет в параллельной реальности.