Агентский PR: как все устроено

Есть на свете такие работы, когда нужно объять необъятное. Пускай это и прозвучит пафосно, но PR я отношу именно к этой категории. О прелестях рабочих будней и праздников в агентстве для тех, кто только собирается освоить профессию или тех, кто уже работает на стороне клиента.

Универсальный солдат Джейн

Менеджер агентства (80% в Украине – это все еще девушки) должен делать все. А именно: писать и редактировать тексты, креативно мыслить и красиво преподносить идеи, оформлять презентации и составлять умные отчеты, разбираться в договорах и костах, организовывать и проводить ивенты, свободно общаться с журналистами и «чувствовать» своих клиентов.

Но все же главные умения — договариваться всегда и со всеми, всем нравиться, быть всегда и всем нужным.

Когда не хватает рук, задействуются другие части тела

Ежедневная работа – это общение по телефону или e-mail-переписка: с журналистами, клиентами, подрядчиками, рекламными менеджерами СМИ. Это бесконечный копирайтинг текстов, комментариев, интервью, новостей для сайтов, постов на клиентских страничках в соцсетях. Это рассылка релизов – лично каждому журналисту, который отвечает за конкретную тему. Это follow up, когда делаешь контрольные звонки особо важным СМИ после распространения новости, договоренности о расширенных материалах и т.п. Это мониторинг своих трудов и составление ежемесячной отчетности. Это отслеживание всей информации, которая где-либо звучит о твоем клиенте или продукте. Это сверка и вычитка присланных на согласование текстов, сверстанных материалов, подбор иллюстраций. Это вереница рабочих встреч с клиентами, журналистами, другими.

Все перечисленное часто нужно успеть сделать за один день, при этом менеджер среднестатистического агентства ведет от 2 до 4 клиентов. И вот тогда возникает математическая дилемма: как 50 часов втиснуть в 8-часовой рабочий график.

Мультизадачность, стрессоустойчивость и Ново-пассит?

Сколько работаю в PR (кому интересно, больше 6 лет), еще никогда не пила успокоительных. Мой рецепт – чашечка латте и позитивный настрой.

Приведу пример из личного опыта. Еще на заре деятельности, отправила письмо редактору, назвав его вместо Юрий, Владимиром. Это был 57-й именной e-mail с пресс-релизом, и грандиозное возмущение редактора на страничках тогда популярного среди пиарщиков его личного блога. Люди не любят, когда к ним неправильно обращаются, а особенно журналисты. Я просто извинилась перед Юрием за свою оплошность, без всяких «умняков», и тема быстро сошла на «нет».

Конечно, многое зависит от ситуации, но даже грубейшую ошибку нужно попытаться исправить либо предложить альтернативное решение.

У нас есть одно запретное слово, и это слово –  «НЕТ»

PRщик не может себе позволить сказать «нет»: журналистам, клиентам. Один-два раза скажете, что комментария не будет, больше с запросами никто не обратится, и всю предыдущую работу придется начинать сначала. Скажете клиенту, что вы не можете этого сейчас сделать, и можете искать другую работу. Скажете подрядчику, что оплаты пока не будет, и будете иметь проблемы. Да, синонимом слова «нет» в нашей профессии является слово «альтернатива».

Потанцуем? Каблуки лучше не одевать.

Ивент. После бурной подготовки – от разработки концепции до детального сценарного плана и репетиции, наступает день Х.  В этот день PRщик  контролирует все подготовительные работы, встречает гостей, работает в зале (общается со СМИ, аудиторией клиента), менеджерит подрядчиков, заботится наелись ли, напились ли гости, комфортно ли им, решает возникшие по ходу важные вопросы, вплоть до наличия туалетной бумаги в клозетах. После ухода последнего гостя работа продолжается – ведь нужно еще распространить новость и собрать фидбэк.
Словом, ивент – это развлечение для всех гостей, а для PRщика – работа не только головы и языка, но и ног.

На десерт

Самое лучшее в нашей работе – это драйв, который она дает. Это результат и удовлетворенность от реализации безумной идеи, завершенного проекта. Это «родные» журналисты, имена и телефоны которых знаешь на память. Это клиенты, которые становятся друзьями. Это желание уже под конец первой недели отпуска выйти на работу.