PR рынок 2019 года – тенденции и наблюдений от Дениса Камышева

Денис Камышев, управляющий партнер Trembita PR, рассказал изданию Sostav.ua о ситуации в PR индустрии. Приводим весь текст колонки, возможно он будет полезен.

В силу трансформации рекламной отрасли и новых потребностей клиентов PR индустрия продолжает все глубже интегрироваться с несколькими дисциплинами – диджитал, дизайном, видеопродакшеном и как принято с ивент-маркетингом. Несмотря на позитивное настроение дальнейшего текста, важно отметить, что в 2020-м году ожидать значительного роста объемов рынка не стоит, индустрия подтянется в пределах 5-10%. Такая динамика объясняется осторожностью бизнесов в связи с прогнозами мирового финансового кризиса. Маловероятен приход в Украину крупных зарубежных компаний, особенно в сегменте ритейла и FMCG, которые часто являются драйверами отрасли. Все же некоторое увеличение рынка произойдет за счет взросления части средних бизнесов, которые за последние 4-5 лет выросли и испытывают потребности в PR, как долгосрочном инструменте наращивания добавочной стоимости или ищут свежие пути развития маркетинга.

Наиболее заметный тренд уходящего года – увеличение доли коммуникаций с блогерами. Что вполне ожидаемо. Клиенты стали решительнее идти на проекты сотрудничества с ними. Возросший интерес представляют микро-блогеры. Полагаясь на наш опыт работы с блогерами последних пять лет, именно в этом году мы почувствовали полноценное приравнивание их к влиятельным медиа, а не в качестве дополнительного или экспериментального канала. При этом агентствам отведена не только роль «переговорщиков», но и творческая часть – вести подготовку блогеров к сотрудничеству, разрабатывать легенды постов, вплоть до инициатив оригинального фото или видео-контента. Важно сказать, что не все сотрудничество состоит из платных и спонсорских проявлений. По нашему опыту – 50% – это условно-бесплатные материалы. На это влияет скачок количества спец.мероприятий, социальных проектов при участии блогеров, повседневными стали креативные сеты и рассылки, позволяющие брендам быть взаимополезными и ценными.

Вполне прогнозируемо растет запрос на создание и размещение видео в социальных сетях. Это относительно недорогое «удовольствие», позволяющее интересно оформить сторителлинг и раскрыть ценности брендов, нацелиться на нужную аудиторию, благодаря возможностям таргетинга. Прямые трансляции хоть еще не раскрыли полностью свой потенциал, тем не менее, стриминг как LIVE, так и «смонтированный», будет активно продвигаться специалистами, спрос на услугу будет расти. В целом видеопроекты для PR отрасли – позитивный тренд. Он дает возможность командам чаще креативить, выходить за рамки ограничений классических СМИ, что и ожидают по ту сторону экрана, где все больше пользователей стремятся к эмоциональному взаимодействию.

На этом фоне, как игроки рынка, так и клиенты, смотрят в сторону новой музыкально-развлекательной сети TikTok. Пока, правда, мало кто понимает, что с этим всем делать. Проекты с участием коммерческих брендов – единичны. TikTok хоть и все еще «закрытая» сеть, но, вероятно, в следующем году получит определенную долю внимания среди компаний, склонных экспериментировать. Многое зависит и от самой TikTok – насколько она будет открываться и предлагать решения для бизнеса.

Впрочем, в 2019, как и годом прежде, спорным по эффективности остается нативная реклама. Несмотря на усилия медиа, инструмент по-прежнему целиком не устраивает ни клиентов, ни PR-профи. Он дороговат и затратен по ресурсам. Как бы того ни хотелось, но в большинстве случаев тексты пишут райтеры агентств или PR-отделов компаний, а не журналисты – в чем собственно предполагался основной смысл инструментария. Вдобавок, клиенты не всегда готовы ждать долгосрочного отклика от подобных проектов. Правда, стоит оговориться, что есть и достаточно крутые спецпроекты, с отличной информационной и визуальной базой и нужными акцентами для заказчиков, но их относительно мало.

Telegram. Мессенджер года два как стал социальной сетью или медиа-площадкой, где развиваются каналы нишевые, что является его главной особенностью. Это позволяет клиентам более таргетировано заходить с месседжами к «своей» аудитории. В чем-то «телега» даже конкурирует с фейсбук-сообществами, но из-за ограниченности среды отстает по бюджетам. Серьезности и оптимистичных перспектив Telegram придает то, что СМИ чаще стали к нему обращаться как к первоисточнику распространения информации.

Event PR. Оживление ивент-сегмента связано с непрекращающимся спросом смарт-аудитории на новые знания, обучение, нетворкинг. Это дает возможность ковать большое количество мини-событий, собирающих полные залы, а партнерам и спонсорам с относительной легкостью и адекватными затратами идти на коллаборацию или организацию селф-ивентов. В Украине твердо закрепился тренд на масштабные проекты – так называемая «фестивализация» – когда компании идут на создание крупных ивентов, соответствующих их ценностям, но с обязательным акцентом на социальную ответственность. Поэтому в последующих годах, и далее будет проходить большое количество различных фестов, ранов, баттлов, форумов, саммитов, openair-ов. В Украину продолжат приезжать зарубежные мыслители, харизматичные бизнесмены и отраслевые топ-менеджеры. (Прошу не путать эти мероприятия с инфобизнесом).

Если говорить о нишевых PR-инструментах, получивших особое распространение в этом году – увлечение подкастами. Производство аудио-контента не стоит больших денег (более 80% и вовсе надиктовано на телефон), не отнимает много времени. Ложка дегтя – охваты невелики, плюс вопрос монетизации не будет решен в ближайшее время – ждать мифического крупного рекламодателя подкастерам не стоит. Поэтому подкасты – это еще + один имиджевый self PR-инструмент. Кстати, в этом ключе развивается направление youtube-каналов. Особенно популярны форматы Вдудь-стайл: ток-шоу и интервью, не требующие значительных затрат по креативности и продакшену. Безусловно, они гораздо серьезнее по затратам чем подкасты, блоги и телеграм-каналы, требуют значительного промо, поэтому youtube-каналы смогут успешно развивать только те, кто обладает существенными капиталами или сможет продать идею спонсорам/клиентам.

В завершение хочется упомянуть интересный тренд, не затронувший Украину. Это появление в штатах компаний или командах агентств – хайпометра – сотрудника, который ежеминутно отслеживает адженду и реакцию аудитории на то или иное событие. Его задача ориентироваться и оперативно адаптировать месседжи компании или продукта под ситуацию. У нас, как правило, эта роль возложена на SMM-специалистов, а вот в западных странах – это уже отдельная должность с полноценным функционалом и что реже своим отделом дизайнеров и райтеров. Поэтому мы чаще будем вздыхать за заокеанскими крутыми мэмами и ситуативами – «как жаль, что не у нас».